Цель данной статьи — рассказать о минимальном перечне данных, которые должны быть в любом SEO-отчете.
Отчет должен состоять минимум из 3 обязательных пунктов:
- Статистика
- Позиции
- Проделанные работы
Каждый пункт помогает клиенту оценить эффективность работ, спрогнозировать тенденцию роста, определить оптимальную стратегию, выявить наиболее результативные действия и оценить показатель эффективности ROI.
Если результаты слабые, нечестный SEO-специалист может указать в отчете не все показатели или указать их в неотфильтрованном виде. Даже после минимальных манипуляций 1-2 такими показателями провальная по факту работа будет создавать иллюзию мощной положительной динамики.
Рассказываем, на что смотреть, чтобы вас не обманули.
Статистика
1. Трафик с поисковых систем
Что смотреть
Главный обязательный пункт — статистика трафика с поисковых систем. Она отражает динамику ежемесячного увеличения объема входящего трафика и помогает делать выводы о:
- количестве на фоне спроса
- динамике развития
- примерной конверсии в офлайн.
Важно использовать Яндекс-метрику или Google Analytics, т.к. другие малоизвестные сервисы показывают менее точные данные.
За какой период смотреть
- за все время существования счетчика
- за последние 13 месяцев
Некорректно указывать историю трафика за последние 3-6 месяцев, если есть история за последний год, так как на фоне более короткого временного промежутка даже слабая динамика выглядит внушительно за счет контраста. Вот наглядный пример: слева непоказательная статистика за три месяца, а справа — за 10 месяцев. Красные точки — начало SEO-продвижения.
Здесь кажется, что есть мощная динамика
А здесь видно, что она меркнет на общем фоне
Манипулируя фильтрацией, можно даже отрицательный показатель сделать положительным. Обращайте внимание на все фильтры.
Есть несколько видов источников трафика, приходящего на сайт:
- Переходы с поисковых систем;
- Переходы по рекламе;
- Прямые заходы;
- Переходы по ссылкам на сайтах;
- Внутренние переходы;
- Переходы из соцсетей;
- Неопределенные источники.
Каждый источник трафика — результат определенных действий, отражающих сильные стороны сайта, но поскольку мы оцениваем эффективность SEO, а не SMM или рекламу, нужно учитывать только переходы с поисковых систем.
В итоге мы видим примерно такую картину:
2. Брендовый и небрендовый трафик
Брендовый — это трафик, попавший на сайт через поиск, указав в запросе адрес сайта, название компании или бренда.
Небрендовый — весь остальной поисковый трафик.
Статистика брендового и небрендового трафика показывает, где заслуга SEO-продвижения, а где — заслуга вашей компании, эффективной рекламы, высокого уровня клиентского сервиса, репутации и так далее.
Что смотреть
Стандартное SEO почти не влияет на брендовый трафик, и единственный возможный результат продвижения в первый год — увеличение небрендового трафика, поэтому оценивать нужно только его.
За какой период смотреть
- Срез разделенного трафика на бренд / не бренд за последний месяц продвижения
- Два графика, разделенные на на бренд / не бренд за последние 13 месяцев
Пример статистики брендового и небрендового трафика в отчете:
3. Статистика по лидам
Статистика по лидам помогает отслеживать и разделять статистику обращений с сайта на рекламную и поисковую, а также оценивать их эффективность.
Статистику по лидам предоставляют не все, так как пока что нет способа точно отслеживать все лиды с SEO, и одними настроенными целями в Яндекс-метрике тут не обойтись. Чтоб увидеть полную картину по лидам, нужно подключить Коллтрекинг. Если сервис подключен, статистика обязательно должна быть в отчете.
Пример графика по лидам:
4. Дополнительные данные
Сюда относятся все необязательные разделы, так или иначе помогающие лучше понять, какой трафик откуда поступает.
Примеры таких разделов:
- Статистика по источникам
- Статистика по типам устройств
- Общая сводка трафика со всеми видами источников
- Статистика по поисковым системам
Позиции
Для корректной оценки динамики роста позиций нужна статистика минимум за последние три месяца. Как правило подрядчик ежемесячно предоставляет срез позиций за месяц по собранному семантическому ядру, после чего каждый последующий месяц добавляется новый срез позиций. Так формируется статистика по позициям, благодаря которой клиент может оценить динамику роста или падения позиций по категориям топ-10, топ-30, топ-100 и посмотреть динамику по средневзвешенной позиции сайта.
Пример динамики позиций:
Выполненные работы
Отчеты по выполненным работам сложно автоматизировать, и составлять их приходится вручную, поэтому пишут их немногие. В идеале — это объемный и подробный блок, описывающий все работы, включающий скриншоты с подписями и пояснениями, ссылки на документы, аргументацию необходимости каждого вида работ и пользу от ее выполнения.
Если ваш подрядчик предоставляет отчеты, включающие хотя бы три этих раздела, его как минимум можно считать честным.