Стратегия интернет-маркетинга – это совокупность действий, которые способны увеличить прибыль компании в 2(!) и более раз. Звучит заманчиво, не правда ли?
За счет чего это возможно? И с чего начать, чтобы получить такой результат? Нет, не с настройки рекламы и даже не с разработки нового сайта с модерновым дизайном. Мы всегда начинаем с анализа, потому что главное на стартовом этапе – детально изучить текущую ситуацию в компании.
Мы делаем анализ самостоятельно, но с вашей активной помощью. Обычно это происходит так: мы проводим интервью с отделом маркетинга и, в идеале, с руководителем компании (коммерческим или генеральным директором). В интервью мы используем 90+ вопросов – это нужно для того, чтобы максимально погрузиться в компанию, продукт и рынок, с которыми предстоит работать. Можете скачать наш опросник, ознакомиться и использовать его в своей практике для анализа бизнеса. Ценность такого метода в том, что сотрудники со стороны компании знают продукт от и до, а наш незамыленный взгляд со стороны поможет расставить акценты на стратегически важных деталях.
Начинаем с анализа компании:
Цель – собрать как можно больше подробной информации об организации, ее положении на рынке и ключевых показателях. Задаем такие вопросы:
- возраст компании, количество точек/филиалов, оргструктура, объемы производства/ продаж и т.д
- миссия и цели, позиционирование
- репутация – можете дать характеристику? И т.д.
Пример из нашей практики: мы начали работать с компанией по производству кухонь, выполнили первичный анализ, разработали стратегию и запустили трафик. Но конверсия из обращений в продажи была слишком низкой. Мы начали искать причину. Оказалось, что на тематических форумах и в справочниках у фирмы было много негативных отзывов. В этой ситуации было бы правильнее начать с работы по исправлению репутации. Это был доказательный пример того, что система интернет-маркетинга «не прощает» просчетов на этапе сбора и анализа информации. Не бывает неважных мелочей, нужно учитывать буквально все!
Тщательно изучаем продукт:
Полностью изучаем номенклатуру товаров или услуг компании. Нам важно понять реальную ценность каждого продукта для потребителей. В интервью используем вопросы:
- какие преимущества у вашего продукта в сравнении и продуктами конкурентов?
- к какому виду спроса относятся ваши продукты? Есть ли сезонность?
- есть ли товары-аналоги, способные заменить продукт? В чем их преимущество? и т.д.
Всегда уделяем внимание цифрам – объемы производства/сбыта, средний чек, маржа, конверсии сайта и отдела продаж, LTV. Это нужно для того, чтобы спрогнозировать сроки окупаемости вложений в интернет-маркетинг; а также вычислить максимально допустимую стоимость лида и необходимое количество кликов. В перспективе, на следующих этапах и выборе инструментов для привлечения трафика, мы будем ориентироваться на эти показатели.И снова случай из нашей практики: когда мы работали с застройщиком, то при анализе продукта выяснили, что в ЖК есть варианты планировок с эркером. Это удобно, красиво и может сыграть роль при принятии решения потребителем. Сотрудники со стороны компании, конечно же, знали об этом, но для них это был обычный факт. А через нашу призму восприятия эта деталь помогает дополнить УТП и сделать привлекательные рекламные креативы.
Задаем вопросы о конкурентах:
- назовите все компании, которые вы считаете конкурентами
- назовите преимущества и недостатки продуктов конкурентов
- как часто вы мониторите сайт конкурентов? И т.д.
Также мы анализируем, как конкуренты представлены в интернете. Изучаем их сайты, социальные сети, страницы в агрегаторах и справочниках, а также строки в рекламной и позиции в поисковой выдаче. Обращаем внимание на непродуктовые преимущества и общий маркетинг: программы лояльности, бонусные системы, PR-активность, репутацию.
Изучаем клиентов
В ходу интервью ищем ответы на вопросы:
- кто ваши клиенты сейчас? Опишите их характеристики (пол, возраст, уровень доходов, род занятий, семейное положение, привычки, интересы)
- какие у клиентов потребности и «боли«? Как ваш продукт помогает их решать
- откуда ваши клиенты узнают о компании и продуктах? И т.д.
На этапе разработки стратегии мы систематизируем все полученные данные о клиентах, дополняем своими наблюдениями и в дальнейшем составляем портреты клиентов.
Анализируем продажи:
- как клиент впервые попадает в компанию?
- опишите, какой путь клиент совершает от первого касания с компанией до покупки
- с какими вопросами и возражениями чаще всего сталкиваются менеджеры? И т.д.
И, наконец, анализируем весь маркетинг:
- что работает/ не работает в оффлайне?
- был ли ранее опыт использования инструментов привлечения трафика?
- какие цели стоят перед маркетингом?
- в каком состоянии сайт? И т.д.
Изучаем текущее положение: оцениваем посадочные страницы по всем параметрам, актуальность сайта, делаем аудит SEO и сайта. Выясняем, какой опыт применения инструментов привлечения трафика был (SEO, контекст, социальные сети и т.д.). Что показало результат, а от чего решили отказаться. Какие УТП и офферы использовались и показали результат, а какие нет? Важно учесть предыдущий опыт и сделать правильные выводы.
На сбор информации может уйти от 40 часов до 1 месяца – все зависит от сложности сферы. И только после этого можно приступать к разработке стратегии интернет-маркетинга.