8 800 200-08-51

Создание и развитие сайта

20 октября 2021
Саша Фурман, Эльвира Ольман
Время чтения: 9 мин

Поддержка и развитие сайта: почему это важнее, чем вложения в рекламу

Ваш новый, красивый и современный сайт готов, и теперь будет долгие годы приводить лиды и приносить доход? Правильный ответ — нет.  Почему сейчас не работает ситуация «сделал сайт — отдыхай» и для чего нужно развитие — говорим в этом материале.

Почему дорабатывать и развивать сайт — обязательно

Знаете поговорку: «Квартира — это результат, а дом — это процесс»? Можно купить квартиру, привести её в порядок, обставить мебелью, и успокоиться до следующего косметического/капитального ремонта. Владельцу дома так жить не получится: сразу после ремонта надо строить баню; пока строил баню — покосился забор; летом дрова на зиму запасти, зимой беседку к лету построить, а там уже и крыша протекать начала… И так — бесконечно, почти без перерывов. 

Хотя эта аналогия несколько упрощённая, но она отражает суть: очень немногие сайты могут долго оставаться неизменными. Это чаще всего страницы некоммерческие, не нацеленные на получение прибыли, например, портал районной библиотеки. Для бизнеса ситуация в корне другая: сайт — не просто витрина компании, он должен продавать. Особенно в высококонкурентной среде, где в любую секунду коллеги-предприниматели наступят на пятки. 

Если сайт не продает — ваши вложения в рекламу бессмысленны. 

 Но даже если у вас сразу были учтены и реализованы все «продающие» факторы — долго почивать на лаврах не получится: рынок, среда и психология потребителей постоянно меняются. 

  • Ваш конкурент выпустил новый продукт — а у вас такой же на подходе, и теперь надо ускориться, чтобы срочно внести новинку в каталог. 

  • Пришла пандемия, наступил локдаун, потребитель хочет покупать только онлайн — прикручиваем к странице интернет-магазин.

  • Поменялись алгоритмы поиска, появились новые фильтры, и сайт теперь не соответствует их требованиям — нужно подстраиваться. Разумеется, вылететь из топа за день нереально — обычно алгоритмы подкручивают плавно. Но со временем без технического апгрейда даже хороший сайт начнет опускаться в выдаче — и ваша компания рискует потеряться из поля зрения своих потенциальных потребителей. 

Если сайт не виден в поиске — вам придётся тратить больше денег на рекламу, чтобы заявить о себе целевой аудитории

  • Ещё один важный момент — актуальность: информация в Интернете быстро устаревает, поэтому на сайт должны оперативно вноситься обновления ассортимента, действующие акции, свежие новости. Особенно этот фактор важен для интернет-магазинов с выгрузкой товаров из 1С. Если выгрузка настроена некорректно — ваша новая поставка не отобразится на сайте, ассортимент не обновится, покупатель о нем не узнает. Или товары загрузятся на сайт, но новые страницы не войдут в карту сайта и не проиндексируются поисковым роботом — то есть не попадут в поисковую выдачу.

  • Кстати, постоянные обновления — позитивный сигнал не только для клиентов, но и для поисковых систем. 

А главное, что пока владелец сайта бездействует, конкуренты развиваются. Так что если даже сайт всегда показывал хорошие результаты, это не значит, что его не обгонят те, кто раньше по бизнес-показателям «шёл в хвосте». 

Нарастающая конкуренция и рост потребительских ожиданий — главные драйверы развития сайтов (как и продуктов и бизнеса в целом)

И на сладкое — история из нашего опыта. Если просто «создать, выкатить и забыть», можно упустить какую-нибудь техническую ошибку, которая не даст сайту нормально индексироваться в принципе. К нам на аудит приходили сайты, существующие несколько лет, с жалобой, что их никто не может найти. Оказывалось, что после создания сайт вообще забыли открыть для индексации. 

Когда без доработок и развития точно не обойтись

Мы подготовили список «триггеров», которые помогут вам не упустить момент, когда пора срочно взяться за доработку или поддержку сайта. 

Фактор

Что это может быть и что делать

Сайт «просел» в поисковой выдаче

  • У поисковиков уже давно включились новые алгоритмы, ваш сайт не
    соответствует требованиям.

  • Сайт попал под фильтры поисковых систем.


Кроме простой визуальной проверки позиции сайта в выдаче, стоит изучить метрики и данные из консоли управления, выяснить, под какой фильтр вы попали и устранить источники проблем. А потом связаться с командой Яндекса или Google. 

Упала конверсия сайта, хотя параметры по поисковой выдаче не вызывают опасений

  • Внешние причины — например, конкурент запустил более удобный и современный сайт и занялся его продвижением, в связи с чем поток посетителей начал уходить туда.

  • Внутренние причины — возможно, на «приёмке» лидов или обращений что-то не так — например, неудобно работает форма заявки или дозвона, нет контроля за входящими обращениями в чатах, ботах и по телефону.


В подобных случаях нужно начинать с анализа среды — какие изменения в ней произошли и что привело к оттоку пользователей. 

Начните с мониторинга юзабилити — удобно ли человеку пользоваться сайтом, легко ли найти нужную информацию, сделать заказ, задать вопрос и т.п.

Конкурент встал выше вас в поисковой выдаче, чего раньше не было

  • Конкурент перезапустил свой сайт.

  • Конкурент активизировал продвижение сайта или своего бренда в целом.


Сопоставление собственных позиций с позициями конкурентов — один из важнейших инструментов анализа эффективности собственного сайта. Используйте бенчмаркинг всегда — учитесь у своих конкурентов, перенимайте то, что дает им конверсию и топовые места в поисковой выдаче, учитывайте их ошибки.

Клиенты или пользователи не возвращаются к вам на сайт

  • Технические причины, повышающие число отказов — не работают страницы, виджеты, отдельные разделы.

  • Внутренние причины плохого сервиса, не связанные с проблемами сайта: возможно, не отработана обратная связь, человек получил некачественную услугу и не хочет больше обращаться к вам.



И, конечно, на сайте должны отражаться перемены в бизнес-процессах:

  • Ребрендинг или рестайлинг, изменения логотипов и элементов 

фирменного дизайна

  • Изменение функциональности — как в части набор предлагаемых

вами продуктов и сервисов, так и в части функциональности самого 

сайта (например, нужно поставить виджет или создать новые разделы)

Иначе как сайт будет инструментом продаж, если он не релевантен реальному положению дел в бизнесе?

Стабильная эффективность сайта — достижима? 

Да, но при условии, что вы постоянно в курсе о текущем состоянии вашей веб-страницы. А чтобы держать сайт в «форме», необходимо регулярно проводить анализ конверсии и SEO-аудиты.

Нередко работа по развитию сайта начинается спустя годы после его запуска — с поиска ответа на вопрос: «почему у нас такая низкая конверсия/мало продаж/дорогая реклама?». После полного аудита сайта выясняется, что для улучшения показателей необходимо полностью переработать половину разделов или даже всю корпоративную страницу целиком. Однако такие серьёзные меры обычно приходится применять к сайтам, созданным 5—10 лет назад по старым алгоритмам. Для современных веб-страниц, разработанных не «на коленке», можно найти точечные, логичные, удобные и недорогие решения, вложения в которые в скором времени вернутся сторицей — как, например, в нашем кейсе с инжиниринговой компанией. 

Иногда по итогам аудита выясняется, что для достижения бизнес-целей достаточно создать отдельный подсайт или посадочную страницу для определённого продукта или сервиса — как это было в нашем кейсе для застройщика. 

Если у вас новый сайт, и его эффективность в целом вас устраивает — достаточно пару раз в месяц проверять общие показатели на наличие критических ошибок (для этого можно использовать бесплатные сервисы, например, PR-CY). Каждые 2—3 месяца рекомендуется проверять техническое состояние (с помощью таких программ как Screaming Frog) и контент (Метрика, Аналитикс, etc). 

В этом случае развитие сайта будет заключаться в регулярном:

  • обновлении готового контента 

  • актуализации информации о компании и продуктах 

  • добавлении необходимых сервисов, разделов и виджетов

  • улучшении и упрощении customer journey

Лучшие продающие сайты развиваются именно по этому пути. Поддерживайте техническое «здоровье» сайта и работайте на улучшение поведенческих факторов — и вы будете двигаться к более высоким позициям в поисковых системах, увеличению охватов и конверсии. А значит — к росту объёмов продаж и прибыли и снижению расходов на рекламу. 

Выводы

Собственники и маркетологи бизнесов нередко болезненно воспринимают саму идею постоянного развития сайта. «Мы тщательно все продумали, столько вариантов архитектуры и вёрстки протестировали, оптимизировали тексты, отрисовали картинки! Только всю эту красоту выкатили, а вы уже говорите, что надо опять что-то с ней делать?». Да, надо — если вам нужно достичь запланированной конверсии и получить реальный доход, а не просто «застолбить» место в Сети.

Подумайте сами: какой сайт лучше продаёт: тот, который актуален — то есть интересен, прост и удобен, или тот, который построен на веб-принципах начала века и не отвечает современным запросам и требованиям?

Эффективно продающий сайт сегодня — тот, который:

  • удобен для пользователя 

  • богат на контент, важный для ЦА и работающий на маркетинговые цели

  • содержит все необходимые модули контакта: чаты, формы связи, опции звонка и т.д.

  • находится в постоянном информационном движении — пополняется свежим и полезным контентом, новостями

  • регулярно актуализируется: обновляется каталог, информация о ценах, режиме работы компании и т.п.

  • постоянно совершенствуется технически, дополняется полезными настройками, виджетами, плагинами

  • анализируется по параметрам SEO и юзабилити не реже, чем раз в полгода 

  • соответствует требованиям поисковых систем

  • лучше, чем у конкурентов

Сайт — это виртуальный дом бизнеса, и его создание, развитие и совершенствование — бесконечный процесс. Иначе ваши бюджеты на рекламу сливаются впустую. 

Интересуетесь развитием сайтов? Читайте наши материалы по теме:

Оставьте заявку и узнайте, как создать или увеличить поток заявок с вашего сайта
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу!
Кейсы известных брендов, практические инструменты и лайфхаки для маркетологов и владельцев бизнеса в телеграм‑канале
Центр управления лидами

Наши кейсы

Все кейсы
Все статьи